Предыдущая новость Следующая новость

Фасады и ограждения с напечатанной на нем «картинкой» — настоящий архитектурный тренд. И одним из самых удачных материалов для получения больших поверхностей с изображениями является стекло. Но какое оно должно быть и как перенести на него нужный узор? Разбираемся в технологических тонкостях.

Шелкография

Пожалуй, это технология нанесения изображений на поверхность стекла или зеркала — с помощью специальной трафаретной сетки — самая распространенная. При изготовлении серии изделий с однотипными изображениями (а именно это чаще всего бывает востребовано для фасадного остекления) использование шелкографии дает возможность значительно сократить производственные сроки и стоимость изделий. Широко применяется эта технология и для печати на стеклянных лестничных ограждениях, дверях, перегородках и предметах мебели.

Шелкография. AGC GlassШелкография. AGC Glass

Что касается самого стекла, то для печати методом шелкографии подойдут, например, базовые прозрачные стекла Planibel от AGC Glass. Изготовленные с помощью флоат-процесса, то есть имеющие абсолютно плоские и параллельные поверхности, они хороши еще и тем, что могут подвергаться вообще всем общепринятым видам переработки и применяться в различных отраслях: строительство, декорирование интерьеров, автомобильная промышленность, производство высокотехнологичных изделий. Помимо изображения на такие стекла можно нанести то или иное функциональное покрытие — теплоизолирующее, солнцеотражающее, огнеупорное и т.д. — и включить в состав как одинарного остекления, так и стеклопакета.

Шелкография. AGC Glass. Дополнительный корпус отеля Boscolo в Праге

Стекло с шелкотрафаретной печатью может быть и закаленным, то есть успешно противостоять воздействию влаги, ультрафиолету и абразивному износу (для дверей и перегородок, может, и не так актуально, но для фасадов — очень даже). В ассортименте AGC Glass этот декоративный продукт получил название Artlite. Узор наносится на стеклянную поверхность с помощью эмали. Это могут быть и символические композиции, и рисунки, и геометрические фигуры. Причем цель нанесения не обязана быть декоративной: например, с помощью рисунка можно повлиять на солнцезащитные показатели стекла. Чаще всего такая роспись одноцветна, однако не исключено и нанесение на поверхность одного стекла эмалей разных цветов.

Удачным примером использования Artlite может служить, например, дополнительный корпус отеля Boscolo в Праге: стеклянные панели с напечатанным на нем мотивом зеленых или красных (возле входной зоны) листьев превратили ничем не примечательную бетонную коробку в эффектное архитектурное сооружение.

Шелкография. AGC Glass. Дополнительный корпус отеля Boscolo в Праге

Цифровая печать

Перед шелкотрафаретной у нее целый ряд преимуществ. Большая часть из них вытекает из того, что цифровая печать не использует ни пленок, ни трафаретов. Поэтому на специальном принтере можно печатать изображения сколь угодно больших размеров и на больших по сравнению с допустимыми к шелкографии полотнах. При этом само изображение может быть довольно сложным, без повторяющихся мотивов — даже фотографического качества: например, в отличие от стекла с шелкотрафаретной печатью Artlite от AGC Glass, где для нанесения узора на одно стекло можно использовать лишь эмаль двух цветов, продукт Artlite Digital — это уже 7 цветов. А максимальное разрешение картинки — 360 точек на дюйм: это даже лучше, чем то, что использует обычная «бумажная» типографская печать!

Цифровая печать на стекле. AGC Glass. Artlite Digital

Кроме того, на стекла с шелкотрафаретной печатью какого-то конкретного, нужного именно вам узора крупные производители принимают только большие заказы, иначе изготовление индивидуального трафарета оказывается не рентабельным. С цифровой печатью все иначе: партии могут быть маленькими, а рисунок — сложносоставным (очевидно, что печать по одному-единственному трафарету такого никогда не даст).

Market Hall, Роттердам, Нидерланды. 2004–2014, MVRDV

Market Hall, Роттердам, Нидерланды. 2004–2014, MVRDV

Эти возможности цифровой печати активно и успешно применяет в своей практике известное голландское бюро MVRDV. Рынок-дом Market Hallв Роттердаме изнутри украшен гигантской, напечатанной на стекле Artlite Digital фреской «Рог изобилия» современных художников — с учетом ее размаха и масштаба, некоторые СМИ успели сравнить ее с росписью Микеланджело в Сикстинской капелле. А в случае со «стеклянной фермой»в городке Шинделе цифровая печать сыграла и вовсе ключевую роль: чтобы вписать стеклянную прозрачную постройку в контекст старой городской площади, Вини Маас (глава MVRDV) придумал напечатать на ней кирпичную кладку и прочие материальные атрибуты традиционной фермы.

Glass Farm. MVRDV

Glass Farm. MVRDV

К слову о прозрачности: нанесение на стекло изображения методом цифровой печати может на его светопропускной способности никак и не сказаться. Заказчик сам выбирает одну из четырех степеней прозрачности — от 100% до матового.

Цифровая печать на стекле. AGC Glass. Artlite Digital

Цифровая печать на стекле. AGC Glass. Artlite Digital

Включение слоя c изображением в состав продуктов с сэндвич-структурой

Поясним на примере многослойного стекла Stratobel EVA Creation от AGC Glass. Специальный промежуточный слой ЭВА (этиленвинилацетата), применяемый при изготовлении стекла, на определенном этапе цикла нагрева становится в значительной степени пластичным. Благодаря этому в него, а значит, и в весь стеклянный блок, можно включать самые различные материалы — в зависимости от того, какого декоративного эффекта хочется достичь: стеклоткань, сетку из нержавеющей стали, перфорированный листовой металл, текстильные волокна, фотогальванические элементы... И, конечно же, напечатанные изображения. То есть формально можно печатать не на стекле (хотя узорчатые стекла тоже могут стать одним из слоев), а на «постороннем» материале. Стекло же при этом работает как защита, предохраняя изображение от возможных негативных воздействий влаги и высоких температур.

AGC Glass

AGC Glass

Востребованность этой технологии оказалась так велика, что AGC Glass выделила многослойное стекло с напечатанным изображением на одном из промежуточных слоев в отдельный продукт — Stratobel Impression. Вместо этилвинилацетата используется поливинилбутирал, и степень защиты изображения зависит от количества промежуточных слоев. Само изображение формируется с помощью методов цифровой печати, и его можно нанести на одно стекло либо разделить на несколько стекол — в зависимости от фотографий или цифровых носителей. Интересное решение со Stratobel Impression было найдено, например, для здания посольства Швеции в Вашингтоне: на стеклянных панелях напечатали деревянную фактуру, и издалека кажется, что посольство обшито деревом.

Stratobel Impression. AGC Glass. Посольство Швеции в Вашингтоне

Благодаря использованию в Stratobel Impression специальных поливинлбутиральных пленок, печатные краски гарантированно сохраняют цвет — пленка удерживает до 99% губительного УФ-излучения. Кроме того, при использовании снаружи стекло от AGC Glass надежно защитит здание от взломов и посторонних звуков, а при желании и от избыточного солнечного света (опционально можно нанести специальное покрытие). Причем стеклянными можно делать не только фасады, но и кровли.

Stratobel Impression. AGC Glass

В интерьерах такое стекло тоже пользуется спросом: из него получаются очень функциональные и практичные и при этом неизменно впечатляющие (недаром в названии появилось слово Impression!) потолки, межкомнатные перегородки, двери, мебельные фасады, каминные порталы и обрамления прочих архитектурных элементов.

Дополнительные декоративные возможности открывает тот факт, что Stratobel Impression может быть изготовлен как на базе бесцветных стекол Planibel Clear или Clearvision, так и на основе тонированного в массе стекла. А если прозрачные слои скомбинировать с цветными или матовыми?.. Печать на других материалов такого обычно не позволяет.

AGC Glass

Таким образом, стекло с напечатанным изображением — это гораздо больше, чем просто доступный инструмент для реализации отделочных элементов с «красивой картинкой». Превратившись, с одной стороны, в удивительный по своим эксплуатационным показателям строительный конструкционный материал, стекло стало еще и полем для увлекательных экспериментов с цветом и светом — и самым наглядным «транслятором» в архитектуру уже так прочно вошедших в нашу жизнь цифровых технологий.

Источник: https://archspeech.com/article/za-sem-yu-pechatyami-sekrety-naneseniya-izobrazheniy-na-steklyannye-poverhnosti